Демократические собрания

Ооочень меня интересовала практика проведения демократических собраний дети+взрослые в школах. Насколько они эффективны и насколько активно в них принимают участие дети.

Несколько раз спрашивала про то, как проходят собрания, собирала участников конференции на дискуссию о собраниях: и общие собрания, и собрания стафа, родителей. Интересно было все. Делюсь наработками разных школ.

Универсальные правила: список обсуждаемых тем формируется заранее, висит на общем обозрении, чтобы все участники знали, что будет обсуждаться на конкретном собрании. Часто вопросы собираются вплоть до самого собрания. На собрании есть секретарь — записывает все обсуждения и голосования — и модератор/председатель собрания. Модератор следит за порядком, записывает последовательность поднятых рук. Следит, чтобы один человек не говорил слишком долго, чтобы тема не обсуждалась без конца и по кругу. Модератор имеет право попросить участника выйти с собрания, если он получил, например, два/три предупреждения.

Спрашивала, является ли участие в собраниях обязательным для детей и взрослых. Много ли участвуют дети?

В абсолютном большинстве демократических школ, с которыми я встречалась на EUDEC, участие в собраниях не является обязательным. Персонал предлагает расслабиться на эту тему и позволить детям участвовать в собрании, когда и если дозреют и по тем вопросам, которые их волнуют. Чаще всего как только дети понимают, что могут влиять на школьные правила, начинают активно участвовать. Часто это понимание занимает больше года. Два исключения, которые я встречала: в одной школе обязательное собрание на пол часа раз в три месяца, чтобы объявить все новые правила. В другой школе человек обязан участвовать 2 недели в году на собраниях.

В одной из школ встретилась с выборной должностью » Объявляющий» — этот человек находится на собрании, слушает, какие темы сейчас обсуждаются и если понимает, что началось обсуждение тем, которые волнуют конкретных людей, он за ними специально идет.

Похожая ситуации, но без должности — спонтанно сложилась в одной американской Садбери: дети договариваются с одним из детей, что он/она останется слушать обсуждения и, как только будет обсуждаться какой-то конкретный важный для определенных детей вопрос, их позовут. Они не хотят слушать все подряд, но хотят прийти обсуждать важное для себя:)

В зависимости от обсуждаемых вопросов на собрании бывает много или мало людей. Но они будут, если вопрос касается их жизни и это нормально, если дети не участвуют, если вопросы их не интересуют.

Мальчик из немецкой школы рассказал, что раньше на общие собрания почти никто из детей не ходил, кроме парочки любителей собраний. Потом изменили последовательность обсуждения тем собрания. Сначала идут выборы, решения суда, объявления, потом все остальное. Этот же мальчик рассказал, что его собрания начали интересовать только с 9 лет. Он в школе учится с 5 лет, сейчас ему лет 11, примерно.

Чаще всего все предложения проходят два чтения: обсуждение на одном собрании, и обсуждение + голосование на втором.

Генри Редхэд в одном из своих выступлений рассказывал, что в Саммерхилл очень высокая посещаемость общих собраний детьми, потому что на общих собрания школа обсуждает только вопросы актуальные для детей, например, правила использования батута. Хозяйственные и финансовые вопросы остаются вне ведения детей. Эта позиция не близка многим другим демократическим школам.

Идея для эмоциональных собраний со взрослыми: каждый по кругу выражает одним словом свое состояние (например, злой, уставший, расслабленный, возбужденный, растерянный). Далее по каждой теме высказаться может каждый, не вступая в дискуссию ни с кем. Высказался, передал слово другому, никаких ответов со стороны других участников на сиюминутное выступление не допускается.

Повторюсь: почти везде Председатель собрания играет огромную роль. Он имеет право попросить человека закончить речь, если оратор повторяется или слишком много/часто берет слово. Председатель может попросить покинуть собрание того, кто ведет себя слишком шумно (после предварительных предупреждений). Вообще все собрания проходят по очень строгим правилам.

Часто в школах есть два общих собрания в неделю по часу или одно собрание в неделю на два часа. Предложение озвучивает на собрании тот, кто его выдвинул. Если автор предложения не приходит на собрание, оно (предложение) не обсуждается. Но автор предложения может отдать свой голос и инициативу по озвучиванию предложения другому.

Поднявший две руки просит закрыть обсуждения нынешнего вопроса. Сразу проводится голосование, если большинство поддерживает, обсуждение вопроса останавливается.

Большинство школ имеют некий свод правил, к которому можно обратиться в случае затруднений, например, “Демократические правила регламента” http://democraticrules.com или “Правила регламента Роберта” (легко гуглятся).

Все идеи собраны из разных демократических школ.

Please follow and like us:

Добавить комментарий